среда, 29 ноября 2017 г.

Нельзя, не надо или можно?! Детские ограничения

Дети растут и с их взрослением появляется больше интересов, они всё исследуют и на фоне этого получают всё больше запретов. Кто из нас не говорит на каждое второе действие: "Нельзя, это опасно/вредно/плохо и т.п." А кто-нибудь вообще задумывался над тем, сколько всего мы запрещаем и какой жизнь детей становится ограниченной. А иногда бывает так, что нельзя, нельзя,  а потом вдруг можно. И что думать детям в такой ситуации?! Их даже как-то жалко становится, вся жизнь - одни запреты и ничего нельзя, а как жить-то?! И нужно ли на самом деле всё запрещать?!






Очевидно, что есть вещи, которые должны быть под запретом. У каждого это что-то своё, но именно так мы чётко обозначаем и разъясняем ребёнку границы поведения. Их необходимо заранее для себя обозначит и всем членам семьи придерживаться одних правил. Если нельзя дома жонглировать хрустальной посудой, ну вот так, то нельзя. И ни при каких обстоятельствах, ни в каких условиях и даже если вам лень - нельзя и всё тут. Иначе  у детей начинается путаница.

Но вот стоит ли говорить нельзя на всё подряд? Почему нельзя, например, стучать ложкой по столу? Есть какие-то обоснования помимо того, что это шумно? Получается, что вроде как и нельзя, но на самом деле-то и можно. Вот горячий чайник трогать нельзя - это ясно и то, не всегда, а вот стучать ложкой, это ведь на самом деле, скорее, прихоть родителей. В такой ситуации лучше использовать "не надо", "не нужно" и обязательно разъяснять по какой причине. Пускай триста раз, но вы же сможете постепенно достучаться до малыша. Каждый день помногу раз и, рано или поздно, ребёнок это уразумеет.  Он поймёт и постепенно осознает, что есть не только категоричное нельзя, которое налагается на всё подряд и со временем просто может потерять своё значение и дети перестанут обращать на него внимание, а  существует ещё и "не надо", "давай позже", "сейчас не стоит".

В качестве альтернативы можно пользоваться менее категоричными:  "Нет" или "Не сейчас". То есть в данной и определённой ситуации этого делать не стоит . Например, не стоит сейчас есть конфеты, мы их поедим после обеда.

Ну и, конечно же, самое обыкновенное "можно", которое так радует детей. Так, моя младшая дочь знает, что определённые вещи делать нельзя и брать со стола еду просто так нельзя. Она тянет руку, но не берёт, а ждёт заветного: "можно, бери". Но и такой ответ имеет за собой много вариаций от разрешения, но не сейчас, до разрешения в данный момент времени. Главное, чтобы у ребёнка были чёткие ассоциации на понимание ваших запретов.

На мой, сугубо субъективный взгляд это всё очень разумно и имеет под собой практическое подтверждение. Если нельзя, то ну никак не получится, или не надо, значит есть какая-то причина, которая это обосновывает. Первое время дети не сильно обращают на это внимание, но постоянное повторение помогает им осознать различие между значениями слов. Так же ваше поведение и отношение к каждой определённой ситуации будет оцениваться ребёнком каждый раз, а вдруг мама всё-таки даст слабину и можно поканючить, но тут важно с самого начала показать, что и в каких ситуациях происходит. И каждый раз!!! каждый!!! следовать одному и тому же сценарию. И не надо лениться или думать, ну ладно, пускай сейчас так будет, в следующий раз сделаем как надо. Это так не работает, точнее далеко не со всеми детьми. Есть особая категория, с которыми если уж зашёл в сад в группу на пол часа, то и не выйдешь и впредь, будешь ходить вместе с ребёнком на все занятия..

Поэтому рекомендую обратить внимание на запреты, которые ставятся перед детьми, их количество и реальная необходимость. Возможно, вам будет достаточно слегка подкорректировать то, что есть, а может и наоборот, придётся много работать над собой. В любом случае, начинайте с малого, с анализа. Постарайтесь выявить проблемные зоны и не забывайте разговаривать с детьми, рассказывать и объяснять им всё. Это поначалу кажется, что всё идёт в никуда, зато через некоторое время всё даёт свои плоды и вы сами удивитесь чего достигли ваши малыши и как много они понимают и знают. Дело за малым, начать, пару шагов и вы у цели. Желаю вам, в этом удачи и терпения.

А если статья была полезной, делитесь информацией с друзьями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий